ДЕВЯТИКЛАСССНИКИ

Особенности психического развития в раннем юно¬шеском возрасте во многом связаны со спецификой со¬циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо¬ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе¬ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч¬ты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбо¬ра. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз — в IX классе, когда школьник выбирает форму за¬вершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от про¬должения образования; второй — в XI классе, когда пла¬нируются пути получения высшего образования или не¬посредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социаль¬но-экономических перемен, родители зачастую оказыва¬ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологи¬ческих и профконсультационных услуг.
Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин. Отстаивая поло¬жение о том, что переживаемый нами исторический пери¬од в развитии детства может быть охарактеризован как кри¬зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде¬нии образовательной системы и системы взросления. По нашему мнению, нигде этот разрыв не виден столь отчет¬ливо, как в период ранней юности. Возможно, именно этим и объясняется отсутствие единства мнений психологов в вопросе о ведущей деятельности в данный период. Посколь¬ку, по Б. Д. Эльконину, присвоение форм культуры (обра¬зование) и освоение взрослости (различных форм самосто¬ятельности и ответственности) оказываются сегодня, по существу, не связанными друг с другом — взросление про¬ходит вне образовательной системы, а образование — вне системы взросления, — то, по-видимому, возможно суще¬ствование, как минимум, двух ведущих деятельностей. В любом случае вопрос о ведущей деятельности в период ран¬ней юности, который и всегда был дискуссионным, на се¬годняшний день остается открытым.
Задача выбора будущей профессии, профессионально¬го самоопределения принципиально не может быть успеш¬но решена без и вне решения более широкой задачи лич¬ностного самоопределения, включающей построение це¬лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под¬росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смот¬рит на будущее с позиции настоящего, то старший школь¬ник смотрит на настоящее с позиции будущего.
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. Считается, что к пят¬надцати-шестнадцати годам общие умственные способнос¬ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно¬шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль¬ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой эффективной, приближаясь в этом отношении к дея¬тельности взрослых. Спецификой возраста является бы¬строе развитие специальных способностей, нередко напря¬мую связанных с выбираемой профессиональной облас¬тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки го¬раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад¬ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань¬ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо¬собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности. В юности от¬крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз¬рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали¬за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен¬том социально-нравственного или личностного самоопре¬деления. Многие психологи именно самоопределение рас¬сматривают как основное новообразование, итожащее ран¬нюю юность. Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу¬ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов¬ность (способность) к личностному и жизненному самоопре¬делению.
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле¬нию об идентичности — понятию, наиболее часто встреча¬ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис¬следователями. Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (пре¬емственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каж¬дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со¬вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде¬лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен¬ного чувства ожидают от него другие».
Перед подростком, обретшим способность к обобще¬нию, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проециро¬вать в будущее. Если молодой человек успешно справляет¬ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу¬танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бы¬вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симп¬томы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас¬пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред¬ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло¬вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров¬нем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мне¬нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч¬ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.
В юности индивид оказывается ближе к историческо¬му дню, чем когда бы то ни было, он становится «созву¬чен эпохе». При этом он конституирует себя как предста¬витель определенного поколения, которое, в свою очередь, объединяется, «синхронизируется» какими-то важными для многих событиями общественной жизни, совпадением ус¬тановок, вкусов, моды. Люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и кото¬рый олицетворялся в любимых актрисах и актерах, нако¬нец, к тем ценностям и идеалам, которым были привер¬жены, входя во взрослую жизнь. Э. Шпрангер отмечал, что «в юности психическое развитие есть врастание инди¬видуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи».
Эту созвучность эпохе, резонанс, который она вызыва¬ет именно в душе юношей и девушек, должен всегда учи¬тывать практический психолог. Возможно, именно это об-стоятельство более всего определяет специфику его работы со старшими школьниками, где конкретные задачи и при¬оритетные направления деятельности меняются значительно чаще (и следовательно, значительно быстрее устаревают многие полезные советы и инструкции), чем в более млад¬ших, более исторически устоявшихся возрастах.
В свое время Т. Томэ предложил различать два прин¬ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такой тип развития является полюсом, противоположным классической форме разви¬тия в юношеском возрасте, которую описал Э. Шпрангер и которая, по Томэ, является «творчески ориентированной», когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в своей жизни ведет себя в известной степе¬ни независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познава¬тельные и иные формирующие возможности в собствен¬ный образ жизни.
Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремятся получать образование, вызывают опре-деленную тревогу. Не только потому, что не такие прагма¬тично ориентированные молодые люди в действительнос¬ти творят историю страны, народа, цивилизации, но и по¬тому, что их индивидуальное развитие не является развитием в собственном смысле слова, поскольку, по сути, их личность устроена так, что центральным становится стремление к гомеостатическому равновесию, к уходу от источников беспокойства, что как раз и препятствует раз¬витию. На практике оказывается, что тому же молодому человеку часто проще всего «уйти от источников беспо¬койства» за счет алкоголя или наркотиков. Ниже мы еще коснемся этих чрезвычайно острых сегодня проблем.
ПРОБЛЕМЫ IX КЛАССА
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов, — принять реше¬ние о характере и форме дальнейшего образования. Редко кто просто плавно вместе со всем своим классом переходит на следующую ступень образования. Большинство прини¬мают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую (какую?) школу или ос¬таться в своей, выбрать сильный класс или слабый, мате-матический или гуманитарный, на какие дополнительные курсы записаться и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что пра¬вильным может быть только такой выбор, который в мак¬симальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. Не всегда целесообразно проби¬ваться в престижную гимназию или идти туда, куда идут все твои друзья.
Другим условием успешности выбора формы завер¬шения среднего образования является включение задачи такого выбора в более широкий контекст личностного развития, который учитывает далекие жизненные пер¬спективы.
Наконец, принципиально важно, чтобы подобное ре¬шение было принято девятиклассником самостоятельно.
Родитель — тот человек, который может, учитывая указанные моменты, реально помочь юноше или девушке осуществить этот выбор. Важно подчеркнуть, что его помощь не должна быть прямым и конкретным сове¬том пойти учиться туда-то и туда-то. Родитель должен скорее содействовать самостоятельному принятию решения учеником, оснастив этот процесс соответствующими средствами. Подчас для этого достаточно просто быть внимательным, заинтересованным слушателем, которому мо¬лодой человек мог бы рассказать о своих желаниях, со¬мнениях, переживаниях. Однако возможно и использо¬вание соответствующих тестов, выявляющих общие и специальные способности, склонности и другие состав¬ляющие, которые могут иметь значение при решении вопроса о том, куда идти учиться после окончания IX класса.
В контексте обсуждаемой проблемы наиболее присталь¬ное внимание должно быть уделено тем учащимся, кото¬рые или уже приняли решение уйти из школы, или не зна¬ют, оставаться в школе или уходить.
Какие учащиеся принимают решение уйти из школы? Проанализируем данную группу, опираясь на данные спе¬циального исследования. Это учащиеся с низкой успеваемостью и низкой само¬оценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах опираются главным обра¬зом на мнение своих приятелей, а не на собственные инте¬ресы и потребности. Обычно такие школьники уже имеют какой-то личный доход или же озабочены тем, чтобы он был. Они стремятся как можно быстрее и любыми средст¬вами обрести самостоятельность и независимость от семьи, от школы. Можно сказать, что у этих молодых людей до¬минирует прагматический, а не творческий тип развития. Иными словами, это молодые люди с целым рядом психо¬логических проблем, и решение уйти из школы после IX класса (которое само по себе не может быть обязательно оценено отрицательно, будучи для кого-то, возможно, даже единственно верным жизненным шагом) в подавляющем большинстве случаев может служить знаком определенно¬го неблагополучия, на который родитель, должен обратить внимание. Образовательные планы девятиклассников обычно свя¬заны с более широкой проблемой — выбором будущей про¬фессии. Однако нередко эта проблема оказывается субъек¬тивно важной для девятиклассников и вне зависимости от предполагаемого пути завершения среднего образования. Проблема профессионального самоопределения в послед¬нее время все чаще оказывается актуальной именно для 15-летних, а период обучения в старших классах школы ста¬новится уже периодом не только и не столько общеобразо¬вательной, сколько специальной, профессиональной подготовки. Главным в такой работе с 14—15-летними, с нашей точ¬ки зрения, является расширение сферы возможных про¬фессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению само¬оценки учащихся: нередко подростки с самого начала от¬казываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей. Вместе с тем из¬вестно, что чаще всего сильное желание кем-то стать ока¬зывается значительно важнее наличия соответствующих спе-циальных знаний и умений. Если планируемая профессия оказывается действительно желанной, отвечает главным по¬требностям человека, то это создает наилучшие условия для развития его способностей, умений, усвоения соответствую¬щей информации и т. п.
Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно от¬четливо возникающую именно в IX классе, — это пробле¬ма сдачи экзаменов. По существу, впервые в конце IX класса учащиеся сдают экзамены, от результатов которых многое зависит: во многих школах именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру про¬граммы обучения классы; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу. Все это вызыва¬ет подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, основная задача, стоящая перед девятиклассниками — это самостоятельное, осознанное личностное самоопределение; личностная идентичность и психологическая готовность к успешной сдаче экзаменов.

Галерея | Запись опубликована в рубрике Индивидуальность, Копилка взаимопомощи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s