ДЕСЯТИКЛАССНИКИ И ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ

Ранний юношеский возраст — чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.
Еще Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании») говорил о сознательном самоопределении как об основном содержа¬нии «второго рождения» личности в юности. К этому сле¬дует только добавить, что речь должна идти не столько даже о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в извест¬ной степени есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Само-определение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрас¬тает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера. Эту осо¬бенность юности хорошо выразил известный отечествен¬ный социолог В. И. Шубкин, назвавший юность судьбо-носным периодом жизни, в котором цена ошибки не двой¬ка, а порой бесполезно прожитые годы.
В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними пере¬живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упус¬кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про¬фессиональными, родительскими или какими-либо ины¬ми нуждами приобщение к культуре.
Юность ценят все — это возраст, с которым горько рас¬ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб дру¬гим возрастам.
Но эта субъективная и объективная ценность и значи¬мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран¬ней юности. Исследователями называются различные зада¬чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто¬рических условий развития личности на данном возрастном этапе.
Выделим следующие основные задачи развития в ран¬ней юности:
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
2. Обретение психосексуальной идентичности — осозна¬ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
3. Профессиональное самоопределение — самостоятель¬ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност¬ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
После IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие уча¬щиеся, поэтому средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» — неуспевающим. Родители не всегда заду¬мываются об этом, настаивая на учебе в каких-то престиж¬ных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напро¬тив, злобным и агрессивным.
Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников воз¬никают значительные (и, что самое главное, часто неосоз¬наваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к раз¬витию разного рода защитных механизмов, которые позво¬ляют человеку сохранять привычную высокую самооцен¬ку, привычное отношение к себе за счет искажения субъ¬ективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в сниже¬нии конструктивности поведения, в возникновении аффек-тивных реакций, а также чувства подавленности, депрес¬сии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
В свое время это явление исследовала, например, Т. В. Снегирева, изучавшая его у хорошо и отлично успевав¬ших школьников, которые приходили учиться в физико-ма¬тематические школы. В такие школы после сложнейших эк¬заменов принимались действительно очень сильные и та¬лантливые учащиеся. В результате в классах, состоящих из одних отличников, кто-то неминуемо оказывался сравни¬тельно слабым учеником.
Другая нередко встречающаяся в Х классах проблема — установка на продление моратория. После напряженного IX класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в пред¬дверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девуш¬ки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что — не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнооб¬разного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное раз¬вивающее значение в этом возрасте.
И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школь¬ник уже приходит в Х класс с такой установкой, то вскоре он становится неуспевающим.
Когда мы говорим, что юность есть историческое за¬воевание цивилизации, позволяющее молодому человеку максимально развить свой ум, свои творческие потенции, свою личность и индивидуальность перед вступлением во взрослую жизнь, то ясно, что это не происходит само со-бой, просто с течением времени, но требует огромной ра¬боты, в том числе внутренней, рефлексивной. Сложность, трепетность, глубина этой работы, прекрасно описанная во многих художественных произведениях, посвященных юности, явно недооценивается как сторонниками «трудо¬вого воспитания» подростков, так и теми, кто ориентиру¬ется на продление моратория детства. В обоих случаях это ведет к отклонениям в личностном развитии и вытекаю¬щим отсюда многочисленным частным проблемам, неко¬торые из которых будут рассмотрены ниже.
В XI классе на первый план — вновь и на новом уров¬не — выступают, с одной стороны, проблемы профессио¬нального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с дру¬гой — проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и институтским вступительным экзаменам. Пос¬ледняя проблема оказывается настолько аффективно зна¬чимой, что подчас, особенно в последние месяцы школь-ного обучения, затмевает все остальные. Так, при изучении особенностей временной перспективы будущего у старше¬классников оказалось, что у многих к концу школьного обу¬чения вся временная перспектива сужается до одного-двух месяцев, и ее содержание составляют только два мотива:
первый — хорошо окончить школу и второй — поступить в вуз. Поскольку помощь психолога в решении обеих этих проблем может быть весьма эффективной, остановимся на каждой из них более подробно.
ОБРАЩЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ — АФФЕКТИВНЫЙ ЦЕНТР ЖИЗНИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффектив¬ный центр» (Л. И. Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само со¬бой, повинуясь неким возрастным законам развития. На¬против, подростки и юноши испытывают огромные субъ¬ективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э. Эриксон, подробно анализи¬руя общие закономерности и различные варианты разви¬тия в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типич¬ной для ранней юности психопатологией является имен¬но расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И. С. Кон пишет, что если чис¬ло ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростко¬вом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15—16 лет резко увеличивается озабоченность своим бу-дущим Я. Он также отмечает, что не всем дается легко формирование временной пер¬спективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто вре¬мя остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство оста¬новки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юно¬ши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению И. С. Кона, установка (как пра¬вило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются трудности, обусловленные непростой сегодня социальной ситуацией развития наших детей. Высокая степень неопределенности жизни, неясность пер¬спектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях за¬дача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практи¬чески полезных навыков планирования, соотнесения ближ¬ней и дальней перспектив и т. п. становится еще более важной.
Здесь существенно и еще одно обстоятельство. Совет¬ская система сформировала особый тип личности, одной из важных особенностей которой является принципиаль¬ное отсутствие у человека потребности самому выбирать собственные жизненные ценности, самому строить свои жизненные планы, готовность некритично принимать как истинное, как необходимое, как свое то, что дается откуда-то сверху. Эта абулия (отсутствие воли) была мало заметна во времена, когда ценности и цели навязывались сверху, более того, она создавала даже определенный внутренний комфорт. В постсоветский период, когда старая система ценностей рухнула и ушло само «навязывание» целей и ценностей, возникли трудности, прежде всего чисто пси-хологические, связанные как раз с несформированностью потребности и способности к самостоятельной постановке жизненных целей, потребности и способности осуществлять личный, свободный выбор. Одной из наиболее сложных категорий «клиентов» этих возрастов являются молодые люди, которые «ничего не хотят» или «не знают, чего хотят». Временная перспектива будущего является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представ¬ляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная пер¬спектива формируется на протяжении всего детства и глав¬ным образом стихийно: через интериоризацию ценност¬ных установок родителей, их ожиданий в отношении дан¬ного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных ценностей, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, временная пер¬спектива будущего приобретает собственную побудитель¬ную силу, оказывая мощное обратное влияние на разви¬тие личности человека. Обычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает не только за-думываться, но и самостоятельно выстраивать свою пер¬спективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урыв¬ками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездейственных фантазий.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Известный немецкий психолог, специалист по воз¬растной психологии Ш. Бюлер, которая рассматривала в качестве главной движущей силы развития врожденное стремление человека к самоосуществлению, убедительно показывала, что полнота самоосуществления, самоисполненности прямо связана со способностью человека ста¬вить перед собой цели, адекватные его внутренней сущ¬ности, и что обладание такими жизненными целями — условие сохранения психического здоровья личности. С ее точки зрения, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы или чувство неполноценности, сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции личности.
Близкую позицию занимает и знаменитый австрий¬ский психолог, основатель логотерапии В. Франкл. От¬сутствие осмысленной цели в жизни он считает одной из причин так называемого ноогенного невроза, проявляю¬щегося прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте, для описания которой он ввел понятие «экзис¬тенциальный вакуум». Франкл отмечает, что феномен экзистенциального вакуума в последнее время одновре¬менно усиливается и распространяется. Сегодня даже фрейдистские психоаналитики признают, что все боль¬ше пациентов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни.
Проблема поиска смысла своего существования, опре¬деления жизненных целей важна, для сохранения психи¬ческого и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, — это период юности.
Программа развития временной перспективы
Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек. Существенным элементом всех нижеизложенных пси¬хотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники. Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в начале века и брала свое начало в изу¬чении этих дневниковых записей. Но анализируя их содер¬жание, не всегда обращалось внимание на важное психо¬техническое значение этого занятия. А ведь именно фикса¬ция на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу.
На первом, предварительном, этапе работы необходимо сформировать у юношей и девушек соответствующую мотивацию для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, не всегда бывает достаточным.
Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т. п.
Подобная информация содержится, например, в книге Максуэла Мольца «Я — это Я, или Как стать счастливым» (М., 1994). Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе:
«Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенап¬равленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неудач», в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели». Стремление к позитивной цели — ключ к счастливой жизни. «Человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым».
Итак, задача первого этапа работы — показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что данная работа даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.
Второй этап программы включает серию заданий, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными.
Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно.

Инструкция к первому заданию такова:
Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь — так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.
Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 10—15 мин заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.
На данном этапе возможно использование — в качестве дополнительного — такого эффективного приема, как рисунок. Можно предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т. п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старше¬классников рисование — далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позво-ляющее максимально «растормозиться», снять барьеры, дать волю воображению.
2. На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый старшеклассник.
Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальней перспективе, а во втором — о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем.
3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».
4. Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить 1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, 2) конкретна ли эта формулировка, 3) есть ли ясное представление о результате, 4) подконтрольно ли до-стижение этой цели вам лично и, наконец, 5) насколько сформули¬рованная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необ¬ходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.
5. Цель этого упражнения — составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый старшеклассник.
Опишите, что у вас уже есть, — это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете, и т. п. Ведь перед каждой конструктивной работой — собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешным?
7. А теперь опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.
8. Сформулируйте в нескольких тезисах, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное? Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались. Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.
9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь? В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Итак, первый, очень важный шаг сделан. С помощью приведенных выше заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели; были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.
Задача следующего шага — разработка собственно стратегии достижения успеха, а именно попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг желаемой цели.
10. Психолог предлагает каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих-пятерых собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут. Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.
А теперь проделайте следующее полезное упражнение.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину — что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель.
Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.
11. В ходе этого упражнения следует как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели вместе означают.
Для создания такой целостной картины участникам тренинга надо предложить нарисовать свой идеальный день. Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот чудесный (желанный, идеальный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе все это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или картины.
12. В этом последнем упражнении надо описать свое идеальное окружение.
Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений. Ощутите себя королем: где вы — в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой — компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают?
Полезно постоянно напоминать о том, что необходим четкий, ясный, яркий, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель. Именно этим объясняется действенность вышеприведенных упражнений.
Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится не только легче, но и занимательнее. Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех — результат тяжелого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план. И тут каждый волен выбирать. Всякому человеку полезно регулярно просматривать — опять же с карандашом и бумагой — свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось. Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действи¬тельности стремлюсь. Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% — на реализацию этих планов. Это, оказывается, выгодно.

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Работа на данном этапе предполагает решение следую¬щих основных задач:
Первая задача — информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т. п.
Вторая задача — диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных школьнику психоди¬агностических методик. Здесь возможно обращение к школьному психологу или в центр занятости населения.
Третья задача связана с морально-эмоциональной под¬держкой самоопределяющегося молодого человека. Цель такой работы — вселение в юношу оптимизма, уверен¬ности в себе, а также проигрывание в специальных процеду¬рах сложных моментов, связанных с самоопределением.
Четвертая задача связана с принятием конкретного ре¬шения.
Таким образом, основная задача, стоящая перед 10-11 классниками, осознание жизненных целей и выстраивание жизненной перспективы развития личности.

Рекомендуемая литература:
1. Практическая психология образования., под ред. И.В. Дубровиной, Москва, 1997 г.

Запись опубликована в рубрике Индивидуальность, Копилка взаимопомощи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s